Формирование системы, методов и форм успешного сотрудничества и взаимодействия обучающихся, родителей и тренеров-преподавателей МБОУДОД "КДЮСШ"

Информационно-методическая разработка

тренера-преподавателя МБОУДОД "КДЮСШ" по греко-римской борьбе

Валиуллина Рустама Рафаильевича

  

  Основной задачей спортивной школы в решении проблемы воспитания юных спортсменов является организация системы методической  работы тренера-преподавателя с родителями. Цель этой работы - помощь обучающемуся в его стремлении сформироваться уверенной зрелой личностью, занявшей своё место в современном обществе, понимающей и принимающей общечеловеческие ценности.

   Детско-юношеская спортивная школа призвана оказывать помощь семье в воспитании детей, и основная главная роль отводится тренеру-преподавателю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений преподавателя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку.

   Это кропотливая ежедневная работа, формы и методы её разнообразны. Это и родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, посещения на дому.

   Однако, тренер должен понимать, что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

    Уважения к себе требуют не только взрослые, но и современные дети. Порой желание ребенка отстоять своё собственное мнение мы принимаем за дерзость и невоспитанность. Со временем непонимание, нелюбовь, обиды, несправедливость (в детском представлении) делают его «трудным». Уважение и искренняя любовь в сочетании с педагогическим мастерством наставника - вот ключ к воспитанию и развитию личности. Тренеру необходимо подходить к каждому воспитаннику с оптимистической верой в то положительное, что в нём есть, что можно развить, помочь ребёнку поверить в себя, раскрыть свою индивидуальность.

    Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности тренера и родителей. Такие взаимоотношения закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир.

   Цель работы инструктора-методиста: определить условия для сотрудничества родителей и спортивной школы в деле воспитания обучающихся на основе единой педагогической позиции и формирование  системы, методов и форм успешного взаимодействия обучающихся, родителей и тренеров-преподавателей МБОУДОД «КДЮСШ».

 

Задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- изучить документацию, имеющуюся в учреждении;

- наметить перспективы методической работы с родителями.

Гипотеза: Проанализировав все точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к дополнительному образованию, в частности к спортивной школе, и выстроить с ними позитивное взаимодействие.

 

  1. Информация о взаимодействии КДЮСШ с семьей

В детско-юношеской спортивной школе активно используются четыре формы работы с семьей:

1. Традиционная: тематические занятия, родительские собрания (групповые, общешкольные, городские,), семейные спортивные состязания.

2. Просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей,  стенды и уголки для родителей.

Совместная деятельность детей, родителей и преподавателей может быть успешной, если:

- дети, родители, тренеры положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

- осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;

- создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;

- отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль тренера-преподавателя способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

  1. Формы работы с семьей

2.1. Формы сотрудничества:

Собрание, где обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела.

2.2. Формы познавательной деятельности:

- дни открытых дверей в спортивной школе;

- тематические мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни и т.д.

Родители участвуют в подготовке и оформлении, подборе поощрительных призов, оценке результатов; в семейных праздниках соревнуются дети и родители

2.3. Формы трудовой деятельности:

- оформление спортивных залов

- материально-финансовая помощь спортивной школе (ремонт, техническое оснащение; благотворительность, спонсорство)

2.4. Формы досуга:

- совместные оздоровительная работа семьи и школы (Дни здоровья, спортивные мероприятия, праздники);

- экскурсии, походы

2.5. Встреча с администрацией, специалистами (психолог, врач)

2.6. Вечер вопросов и ответов (после опроса родителей)

2.7.  Работа с родительским комитетом, индивидуальные беседы, групповые консультации, практические занятия (овладение навыками)

  1. Из чего складывается сотрудничество с родителями?
  1. Необходимо установить доброжелательные отношения с родителями.

На первом родительском собрании можно разобрать следующие вопросы:

а) Что понимают под сотрудничеством людей?

Назовите основные его проявления.

б) Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?

в) В чем спортивная школа может помочь родителям, а родители спортивной школе?

г) Что мешает тренерам-преподавателям и родителям успешно сотрудничать?

д) Что необходимо, чтобы взаимодействие тренеров и родителей было плодотворным?

е) Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?

  1. Определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свободы.
  2. Выработать оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.
  3. Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет спортивная школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
  4. Выявление причин дезадаптации ребенка к школе и совместное с родителями их устранение.
  5. Организация педагогического просвещения родителей.
  6. Привлечение родителей к совместной деятельности как в спортивной школе, так и вне ее.
  7. Анализ отношений с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

Индивидуальная работа с родителями может проводиться в форме непосредственного и опосредованного взаимодействия. В качестве опосредованного взаимодействия со спортивной школой разрабатываются памятки, информационные буклеты для родителей, где содержится информация о правах и обязанностях ДЮСШ, родителей и детей; часах и днях консультаций для родителей со стороны тренера и администрации; основные мероприятия за год и д.р.

Информационные буклеты выполняет еще одну важную функцию - поддерживают уверенность родителей в том, что они являются частью образовательного коллектива, равноправными участниками процесса воспитания и обучения детей. Другая форма опосредованного общения - календари, где отмечены даты проведения основных соревнований, мероприятия, в которых могут и должны участвовать родители.

Непосредственное взаимодействие - встречи и беседы, которые носят развивающую и поддерживающую функцию. От успешного развития взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета, удовлетворенность своей работой. Для родителей результатом становится лучшее знание своих детей и обучающих программ, уверенность в том, что при обучении учитывается их мнение и пожелание, увеличение родительской компетентности, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к КДЮСШ, к тренировочным занятиям, в развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении.

Основные формы общения родителей и тренеров в КДЮСШ:

- организация родительских собраний, индивидуальных встреч, интересных и полезных встреч со специалистами.

- работа телефонной линии, по которой родители связываются с тренерами-преподавателями или получают консультацию.

- проведение неформальных встреч родителей, детей и тренеров (праздники, спортивные игры и т.д.).

- уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.

Деятельность тренерско-преподавательского состава КДЮСШ по организации работы с родителями реализует следующие цели:

- просветительская - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

- консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

- коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей..

Критериями эффективности работы спортивной школы с родителями служат:

  • Конкретные дела родителей, помощь спортивной школе, группе;
  • Наличие традиций сотрудничества школы с родителями;
  • Обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;
  • Позитивный уровень сохранности здоровья детей;
  • Высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав точки зрения на данный вопрос и ситуацию в нашем учреждении, мы сможем повлиять на отношение родителей к дополнительному образованию в Детско-юношеской спортивной школе и выстроить с ними позитивное взаимодействие. В данной работе были рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения работы КДЮСШ с семьей.

Проанализированы формы работы с родителями, применяемыми в нашей спортивной школе. Сделаны выводы о необходимости развития нормативно-правовой базы учреждения по работе с семьей с целью создания единого педагогического сообщества.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительно образования детей. М., 2001

2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3362-1

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.М., 2001

4. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей.

5. Немов Р.С. Психология. М., 2003

6. Никитин М.В. Попечительский совет как важный фактор демократизации школы. // Завуч №3, 2001

7. Письмо министерства образования РФ от 18.07.2003 года. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации.

8. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. Ростов н/Д., 2004

9. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь-справочник. М., 2002